^ Наверх
Закрыть рекламу
ГлавнаяОлимпиады для школьниковМеждународные олимпиады для школьников

Международные олимпиады для школьников

Основы Международных олимпиад школьников

Возникновение Международных олимпиад среди молодежи предвосхитило наступление эры бурного развития науки в середине XX века. Внутри государств общенациональные соревнования возникают в момент введения всеобщего образования, способного дать интеллектуальный базис и выявить потенциальные таланты в различных дисциплинах. Особую роль в появлении научного олимпийского движения сыграли страны Соцблока, давшие старт в 1959 году первым предметным состязаниям по математике.

К настоящему времени, Международные олимпиады школьников – совокупность независимых соревнований между учащимися старших классов заведений общего образования, которые проводятся в рамках предметов, не выходящих за рамки стандартной школьной программы. Подобный подход гарантирует, что при решении заданий не потребуются университетские знания и теоретические изыскания академической науки.

Высокая планка применения собственных умений школьников достигается за счет усложненных заданий, направленных на поиск нетривиальных решений и безупречное знание всех деталей расширенного школьного курса, а также знаний, полученных дистанционно или с репетитором.

К примеру, математическая олимпиада не содержит в заданиях методы высшей математики, вероятностной теории или комбинаторики, сосредотачиваясь на интегрировании и геометрии, основы которых преподаются в каждой средней школе.

Целью Международной олимпиады среди учащихся является поиск будущего кадрового потенциала в прикладной и теоретической науке. Также существуют побочные цели:

  • Популяризация научной дисциплины среди самих школьников, зрителей и населения страны.
  • «Битва престижа» между государствами.
  • Обмен приемами в образовательной деятельности, равно как и сравнение эффективности того или иного приема.

Победители и даже участники олимпиад становятся основными претендентами на получение грантов, внеочередных мест в лучших высших учебных заведениях.

Перечень Международных олимпиад

Структура данного олимпийского движения крайне децентрализована: каждая страна имеет право устанавливать любую внутреннюю структуру отбора, а также свои собственные соревнования (как, например, Австралия). Поскольку соревнования ежегодно проходят в различных странах, функции принимающей стороны возлагаются на ведущий образовательный университет государства по каждой конкретной дисциплине. Централизующей силой на международной арене являются специализированные благотворительные фонды.

Наиболее популярным предметом является математика: по числу участников, ажиотажу в СМИ, богатой истории и репутационной значимости для государства математическая олимпиада намного опережает остальные. Азиатские страны, традиционно обладающие сильным потенциалом среди молодых математиков, чествуют победителей, как национальных героев. Наилучшие результаты в дисциплине показывает Китай, выходцы из которого также замечены в командах Канады, США и Великобритании.

Оставшиеся 11 олимпиад стали появляться в шестидесятых годах благодаря успеху математической олимпиады:

  • Физическая олимпиада позволяет реализовать потенциал юных специалистов в области механики, гидродинамики, электрических, ядерных и гравитационных взаимодействий.
  • Химическая олимпиада сочетает практические действия и химические вычисления.
  • Биологическая олимпиада сосредоточена на клеточной биологии, анатомии животных и растений, а также современной генетике.
  • Олимпиада по информатике имеет акцент на прикладном программировании – участникам дают обычные задачи, ожидая при этом нетривиальных изящных решений.
  • Астрономическая олимпиада позволяет участникам соревноваться в применении методов наблюдения и вычисления свойств космических объектов (используется химия и физика).
  • Географическая олимпиада выявляет обладателей лучших знаний по страноведению, также в задачах встречается физическая география.
  • Философская олимпиада призвана оценивать учащихся по знанию философии, истории философской науки, а также применению методов в умозаключениях.
  • Экологическая олимпиада – главное событие среди изучающих природоохранную деятельность и школьный курс экологии.
  • Естественно-научная олимпиада совмещает в себе дисциплины от биологии до географии.
  • Астрофизическая олимпиада, в отличие от астрономической, сосредоточена на изучении небесной механики.
  • Лингвистическая олимпиада проводится среди школьников, изучающих языки различных стран.
  • Олимпиада по геологии, океанографии и метеорологии объединяет знатоков различных наук о строении Земли.

Особняком стоит астрономическая олимпиада стран Азиатско-Тихоокеанского региона, включающая в себя большинство государств АТЭС.

Участники Международных олимпиад

Учащиеся, отправляемые на международные состязания по предмету, должны соответствовать формальным признакам и быть финалистами национальных олимпиад в сходной дисциплине. Формальным признаком в данном случае является получение образования в общеобразовательной школе или лицее с углубленным изучением предмета. Задачи составляются таким образом, чтобы дополнительная онлайн подготовка и расширенный перечень предметов давали меньшую фору, чем способности к аналитическому мышлению и нестандартному применению обыденных знаний.

В России отбор стартует с соревнований в рамках одной школы, затем города или района, целого региона. Те, кто прошел региональный отбор, участвуют в важнейшем отборочном этапе – национальных состязаниях. Важной особенностью общегосударственных олимпиад является необходимость по итогам проведения формировать команды. Дело в том, что международные олимпиады для школьников 2015-2016 года проводятся по системе сложения баллов 3-6 участников от каждой страны.

Подобный подход позволяет выбрать не только единственного победителя на национальном первенстве, но и дать шанс лучшим из лучших. Отбор длится в течение марта и апреля по 24 дисциплинам.

Награды для призеров Олимпиад

Финансовые операции, связанные с проведением Международных олимпиад школьников, находятся в ведении соответствующих предметных фондов. Средства фондов тратятся на проведение Олимпиад, бесплатные билеты отдельным участникам, привлечение видных деятелей науки и наблюдателей. Спонсором некоторых движений являются крупные международные корпорации, такие как Google или Microsoft.

Каждый участник, а также педагог, его подготовивший, удостаиваются национальных грамот. Учащиеся, занявшие призовые места получают медали и сертификаты, дающие право поступать практически в любое учебное заведение планеты. О непосредственных финансовых наградах фонд умалчивает, сообщается лишь о национальном премировании, назначении государственных стипендий.

Статистика Международных олимпиад

Каждая Международная олимпиада – это значимое событие для города (зачастую выбираются небольшие города), в котором она проводится. Помимо 6 участников, 3 преподавателей, национальных журналистов, делегация каждой страны может включать чиновников и организационный персонал. Благодаря этому, население южноафриканского Кейптауна в 2014 году выросло на несколько дней почти на 20 тысяч человек.

В рамках математических соревнований, помимо Китая, даже спустя два десятка лет, вторым по результативности остается Советский Союз, обладающий 14 золотыми медалями. Все состязания, связанные с теоретическими вычислениями, являются вотчиной выходцев из Азии, включая Ближний Восток.

Победителями становятся школьники КНДР, Республики Корея, Ирана. Школьники из Китая и Восточной Европы являются наиболее яркими примерами «утечки мозгов» – за последнее десятилетие более 100 участников сменило изначальное место проживания на гражданство США или Канады.