^ Наверх
Закрыть рекламу
ГлавнаяИтоговое сочинениеИтоговое изложение

Итоговое изложение

Использование изложения в школьной программе служит для выявления способностей учащихся общеобразовательных учреждений к запоминанию, фрагментации материала. Итоговое изложение в 2016-2017 году – написание заранее надиктованного материала, взятого из значимого произведения литературы.

Впервые итоговое изложение в РФ появилось в 2015 году вместе с аналогичным сочинением. Изложение является альтернативной формой предэкзаменационных испытаний учащихся.

Подобная практика позволяет допускать к итоговым испытаниям (ЕГЭ) только лиц, имеющих достаточный уровень владения русским языком. Результаты итогового изложения оцениваются по системе «зачтено – не зачтено». В случае неудовлетворительных результатов, учащийся не получает допуска к ЕГЭ и получает возможность пересдачи, в противном случае – переходит на заключительный этап испытаний.

Кто может писать изложение вместо сочинения?

Возможность написания итогового изложения вместо сочинения имеют несколько категорий школьников:

  • дети, имеющие проблемы со здоровьем, дети-инвалиды;
  • ученики, проходящие обучения в учреждениях закрытого типа, в том числе, находящиеся в местах лишения свободы;
  • дети, получающие образование на дому, либо в медицинских организациях по состоянию здоровья.

Перед началом сдачи изложения (сочинения) лицо обязано уведомить территориальный образовательный орган (РОНО), предоставив также подтверждающие документы.

Требования к изложению

Список (перечень) возможных тем итогового изложения, по которому необходимо написать изложение, является секретным до самого начала изложения и составляется институтом ФИПИ. Если учащиеся узнают о темах непосредственно в момент его написания, то региональные органы образования получают их не ранее чем за два часа до начала испытаний. В каждую конкретную школу темы попадают через информационный портал, логины и пароли к которому известны лишь проводящему изложение. Изначально темы и вовсе известны лишь главе и ближайшим заместителям Рособрнадзора. Подобная организация экзаменационной тайны связана с высокой коррупционной опасностью в сфере образования. При этом может озвучиваться очень общая тематика – вместо конкретных понятий, событий и литературных произведений называются жанры, философские категории.

Участники приступают к заслушиванию текста изложения в 10:00 по местному времени. На написание текста отводится значительный срок – 255 минут. Лица, имеющие ограничения здоровья или инвалидность получают дополнительные полтора часа времени. Таким образом они единственные из всех учащихся имеют право на перерыв, поскольку проведение испытаний длительностью более 4 часов может навредить их здоровью.

В случае, если участник не явился на изложение 7 декабря 2016 года по уважительной причине, либо покинул его в ходе написания текста или попросту сдал на «не зачтено», то возможна повторная сдача 1 февраля и 3 мая в 2017 году. Не пришедшие без уважительной причины такого права не имеют. Оценка «не зачтено» также выставляется тем, кто написал менее 150 слов, при этом оптимальным размером текста считается 250-300 слов. В ходе написания, учащимся разрешено использовать орфографический и толковый словари.

Критерии оценивания изложения

Одним из важнейших критериев является содержание переданного текста. Итоговый текст должен передавать структуру оригинального, прочитанного экзаменатором. Отсутствие существенных фактов из оригинала, либо их искажение является поводом для оценки «не зачтено».

Вторым важным критерием является логичность излагаемых фактов из исходного текста. Нарушениями целостности и логичности считаются повторы, потеря смысла и связи между предложениями, а также неверная последовательность излагаемых мыслей. Первые два критерия являются основными – несоответствие любому из них является причиной оценки «не зачтено» для всего испытания.

Важно, чтобы в итоговом тексте использовался стиль исходного текста, в частности выразительные средства, речевые обороты и фразеологизмы, равно как и характер (художественный, публицистический) текста в целом.

Грамотная богатая речь с большим количеством оборотов и разумным уместным их использованием – существенный плюс при написании изложения. Главное, чтобы данный критерий не вступал в противоречие с предыдущим, поскольку изложение все-таки более основано на исходных данных. «Не зачтено» при этом выставляется лишь за грубые ошибки, делающие текст нечитабельным и нелогичным.

Безусловно, что во внимание принимается грамотность текста. Максимально допустимым считается нахождение в тексте 10 ошибок на каждые 100 слов текста. При ориентировочной размерности изложения в 250 слов, учащийся не должен допустить 20-25 ошибок. При этом учитываются особенности глухих учащихся, не способных учитывать слышимость слов для проверки ошибок.

Регистрация на участие в итоговом изложении

Место для сдачи изложения, является местом приема заявлений на сдачу. Таковыми определены местные органы исполнительной власти, занимающиеся образованием, а также учреждения, предоставляющие образовательные услуги (школы).

Порядок регистрации:

  1. Обратиться к руководящему составу школы в срок, не позднее двух недель до момента сдачи. При себе необходимо иметь паспорт.
  2. Написать заявление в месте обучения школьника, используя бланк регистрации на итоговом изложении.
  3. Написать согласие на обработку (внесение в реестр) персональных данных.
  4. В случае невозможности участвовать в первой волне регистрации, передать документы, подтверждающие уважительность причины.

Таким образом, заключительный день регистрации наступает 23 ноября.

Дополнительные документы

Большинство участников обязано предоставить лишь паспорт. В некоторых случаях также необходимо предоставить:

  • Медицинские справки, программу надомного обучения и подготовки или документы из воспитательного учреждения.
  • Ранее выданный документ об образовании (для выпускников прошлых лет).
  • Справка, подтверждающая факт инвалидности или заключение медико-психологической комиссии.
  • Апостиль документов (для иностранных граждан).

Результаты сдачи итогового изложения в прошлом году

Важнейшим результатом, о котором отчитались организаторы, является сохранение в тайне тем изложения перед испытанием. Из 630 тысяч участников, лишь 5% получили оценку «не зачтено», остальные справились успешно.

Наибольшим интересом (50%) пользовалась тема о любви. Хуже всего участники соответствовали критерию «грамотность» – среднее количество ошибок в тексте варьировалась от 10 до 15. С логичностью справилось большинство участников.

Информационные плакаты по итоговому изложению в 2016 году