^ Наверх
Закрыть рекламу
ГлавнаяИтоговое сочинение

Итоговое сочинение

В начале декабря 2013 года президентом страны в Послании Федеральному собранию РФ было предложено ввести в список экзаменационных испытаний для учеников выпускных классов итоговое сочинение.

Законопроект, регламентирующий осуществление подобной процедуры был разработан самыми лучшими педагогами страны и сотрудниками Министерства образования РФ.

Итоговое сочинение ЕГЭ – это промежуточная аттестация выпускников  11 классов. Сочинение не оценивается по балльной шкале. По работе выставляется либо «зачет», либо «незачет». Успешное написание работы станет условием для допуска к госэкзаменации. Исключение сделают для детей, которые имеют физические ограничения по здоровью – они будут писать изложение.

Внедрение подобного испытания станет стимулом для развития образного мышления школьника, а также повысит уровень начитанности среди учащихся выпускных классов.

Требования к сочинению

Продолжительность экзаменации регламентирована законодательными актами и составляет 235 минут. В том случае, если школьник является лицом с ограниченными возможностями относительно здоровья, то такому учащемуся увеличиваются временные рамки выполнения задания на 90 минут.

Подросткам разрешается приносить на экзаменацию с собой продукты питания, предназначенные для перекуса после завершения итогового сочинения. По правилам проведения Единого Государственного Экзамена, детей обязаны обеспечивать питанием в том случае, если он длится более 4 часов. Что касается итогового сочинения, то время написания работы составляет лишь 3 часа 55 минут, поэтому кормление во время его прохождения не обязательно.

В том случае, если учащийся не написал сочинение успешно, ребенок вправе повторно пройти испытание. Для этого предусмотрены три попытки и дополнительный временной период. В 2016 году пересдача проходила 3 февраля и 11 мая.

Объем работы берется в расчет при оценивании. Рекомендовано использовать не меньше 350 слов. Если сочинение насчитывает менее 250 слов, включая служебные части речи, то такой текст автоматически оценивается неудовлетворительно. Максимальный объем сочинения не регламентирован.

Как правило, испытание проходит в закрытой аудитории и для работы подросткам выдаются черно-белые бланки альбомного формата. Помимо этих листов, учащийся обязан принести с собой черную гелевую ручку, паспорт или другой, удостоверяющий личность, документ,  если есть необходимость, то медикаменты и продукты питания.

На экзаменации разрешается пользоваться словарем орфографии, который выдается членами комиссии. Для детей, которые пишут изложение, положен толковый словарь.

Категорически запрещается использовать во время экзаменации разные пособия и справочники. Нельзя приносить с собой сотовые телефоны, всевозможные электронные гаджеты.

Также, запрещается делать фотоснимки бланков экзаменации и тем сочинения.

Темы сочинений

За прошлые годы были сформулировано множество направлений в тематике сочинения. Ежегодно определялось пять направлений и по каждому готовились списки конкретных тем.

В прошлом году школьникам были предложены такие направленности, как:

  1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) – в основу тематики легли материалы творчества Лермонтова. Как пример, можно привести такую тему: Обижает ли Вас фраза человека старшего поколения: «Да, были люди в наше время…»? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
  2. Вопросы, заданные человечеству войной –  в пределах обозначенной тематики школьники должны были размышлять о том, как война повлияла на судьбы людей. В качестве конкретной темы, можно привести следующую: В чём секрет популярности стихов и песен военных лет?
  3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе – подобная тематика требует размышлений относительно всех аспектов отношений природы и человека. Пример темы: Почему мир природы часто противопоставляют миру людей?
  4. Спор поколений: вместе и врозь – при выборе этой тематики, учащийся в рамках сочинения должен рассуждать о семейных ценностях. Реальная тема на экзамене: Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
  5. Чем люди живы? – тематика позволяет рассуждать относительно ценностных ориентиров человека. Пример такой тематики: Что вкладывается в понятие «счастье»?

Утвержденных тем сочинения не знает никто: ни организаторы, ни учащиеся. Информация доводится до их сведения лишь за 15 минут до начала экзаменации.

Легкие темы

Наиболее легкими считаются те темы, которые составлены с учетом определенного литературного произведения. Школьнику не приходится выбирать источник самостоятельно.  Это обусловлено тем, что у каждого учащегося есть своя любимая книга, которую подросток хорошо знает и достаточно разбирается в проблематике произведения. Исходя из этого, ученику достаточно легко приводить аргументацию из этого произведения.

Сложные темы

Сложными, считаются те темы, которые требуют достаточно высокого уровня подготовки, а именно начитанности, широкого кругозора, любознательности. Только те учащиеся, которые немало читают, смогут справиться с такой тематикой.

При разработке тематических направленностей, организаторы экзаменации делают упор на то, как в теме сочинения объединены особенно важные принципы: посильность, четкость и ясность, точность в определении проблематики будущей работы. Как правило, при выполнении сочинения школьники сталкиваются с таким трудностями, как неумение правильно определить проблему, отсутствие опыта в использовании ссылок на литературный источник и отсутствие  аргументации проблематики работы.

Иногда, школьники, вместо того, чтобы рассуждать относительно проблемы текста, начинают анализировать, что является типичнейшей ошибкой.

Направления итогового сочинения

В текущем году были предложены новые направления итогового сочинения ЕГЭ ФИПИ 2017 года. За основу были взяты достаточно простые понятия и в результате получились следующие тематические блоки:

  1. «Разум и чувство».
  2. «Честь и бесчестие».
  3. «Победа и поражение».
  4. «Опыт и ошибки».
  5. «Дружба и вражда».

Примеры итогового сочинения для допуска к ЕГЭ можно найти на нашем сайте.

Кто пишет итоговое сочинение?

До итогового сочинения допускаются такие категории учащихся, как выпускники прошлых периодов, так и школьники текущего года. Причем, те учащиеся, которые сдавали экзамен в прошлые годы, должны предоставить оригиналы образовательной документации. В том случае, если участниками сочинения становятся дети с ограниченными возможностями, то они должны, предоставить, специальную справку, с подтверждением инвалидности.

Дополнительную попытку сдачи итогового сочинения получают и те школьники, которые не попали на экзаменацию по уважительным причинам.

Как стать участником?

Чтобы принять участие в написании сочинения или изложения, школьник должен подать заявку в приемную комиссию по месту своего обучения. Заявка регистрируется не позднее, чем за две недели до экзаменации.

Подобный документ могут подать как сам школьник, так и его родители, на основании своего паспорта. Также заявление вправе предоставить доверенные лица учащегося, при наличии у них соответствующего документа.

Если регистрацию хотят пройти учащиеся, которые проходили испытание в прошлые годы или школьники с ограниченными возможностями, то они должны предоставить дополнительные бумаги в виде справок унифицированного образца и документа об образовании.

В целом, процедура регистрации заявления стандартная. Ученик заполняет заявление, регистрирует его и получает регистрационный талон.

Расписание проведения итогового сочинения

Написание итогового сочинения пройдет 7 декабря 2016 года. Дополнительные даты для тех школьников, сдавших на неудовлетворительно назначены на две даты: 1 февраля и 3 мая 2017 года.

Советы по написанию сочинения

Итоговое сочинение было введено в экзаменацию для того, чтобы школьники больше читали, а также учились выражать свои мысли и аргументировать свои доводы на бумаге. Получить «зачет» по итоговому сочинению необходимо для того, чтобы в дальнейшем школьник был допущен до сдачи ЕГЭ. Также, успешное написание работы может добавить учащемуся к итогам ЕГЭ по русскому языку дополнительные 10 баллов.

Сама работа достаточно сложная и многие учащиеся допускают типичные для этого задания ошибки.

  1. Наиболее распространенной ошибкой является та, что учащийся не может правильно определить проблематику выбранной темы. Также многие ученики не знакомы с правилами аргументации выбранной темы и иллюстрации, при помощи цитат из литературных произведений. Многие школьники, выбирают максимально знакомую тему и начинают просто анализировать указанное произведение, упуская рассуждение.
  2. Вовсе не обязательно ограничивать свой выбор теми произведениями, которые были изучены в 11 классе. Для написания подойдет любой литературный текст, с которым ребенок хорошо знаком.
  3. Еще одной типичной ошибкой считается то, что подростки начинают приводить цитаты из фантастических или детективных книг, с которыми не всегда знакомы экзаменаторы. В таком случае возрастает процент вероятности того, что сочинение не будет понято.
  4. Также, при выполнении работы не стоит забывать, что текст должен соответствовать определенной структуре. Для этого, необходимо составить план работы. Стандартный план сочинения включает в себя следующие пункты:
    • Вступление.
    • Основная часть.
    • Заключение.
  5. Вступительная часть состоит из 2-3 предложений, которые определяют основную проблему избранной темы и задают тон всей работе. Основная часть раскрывает главную идею текста, поднимает вопросы тематики работы и аргументирует приведенные доводы. В заключении делается вывод и оценка приведенных доказательств.

Достаточно высоко ценится использование в тексте цитат. Чем уместнее они используются, тем выше оценивается работа.

Статистика сдачи итогового сочинения за прошлые годы

По последним статистическим данным в основной своей массе, школьники справились с сочинением. Уровень ошибок находился на допустимом уровне: 5 ошибок на 100 слов. Правда, очень многие преподаватели ВУЗов обратили внимание на то, что учащиеся используют в написании работы, сухой шаблонный язык штампов. Работы по большинству однотипные и не имеют в своем составе творческой компоненты. В последние годы были изменены требования к написанию итогового сочинения и работа стала требовать более творческой подготовки.

Информационные плакаты по итоговому сочинению в 2016 году